+7(4822) 39-70-70
info@anparamonov.ru

Риэлтор скорее жив, чем мертв?

Риэлтор скорее жив, чем мертв? или Почему Госдума отклонила рассмотрение законопроекта "О посреднической (агентской) деятельности на рынке сделок с недвижимостью"


С начала 2017 года риэлторское сообщество с нетерпением ждало, когда же Госдума обсудит законопроект "О посреднической (агентской) деятельности на рынке сделок с недвижимостью", внесенный на рассмотрение в прошлом году. Однако по рекомендации комитета Государственной думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям законопроект был снят с обсуждения, поскольку, по мнению депутатов, рынок недвижимости "кардинально изменился", "концепция законопроекта морально устарела", а "риэлторская деятельность в ближайшее время вообще прекратит свое существование". То есть Госдума мягко намекнула агентам и брокерам рынка недвижимости, что они могут начинать искать новую работу. Но давайте разберемся, насколько справедливы выводы российских законодателей.

Первая причина отклонения законопроекта о "О посреднической (агентской) деятельности на рынке сделок с недвижимостью" - он противоречит Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной Правительством РФ в 2015 г. Дело в том, что попытки разработать закон, который регулировал бы отношения на рынке недвижимости, предпринимаются уже более 10 лет. Но в том виде, в котором этот многострадальный документ наконец-то дошел до Госдумы, он фактически свелся к установлению режима обязательного участия агентств недвижимости в саморегулируемых организациях (СРО). Однако законом РФ предусматривается, что обязательное саморегулирование возможно только в тех отраслях экономики, где существует "высокая степень потенциальной опасности нанесения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан". А при совершении сделок по продаже или покупке жилья, по мнению депутатов Госдумы, в нашей стране такое невозможно! То есть все истории о том, как одиноких пенсионеров "черные риэлторы" выселяют из принадлежащих им домов; или о том, как через покупку доли в квартире мошенники выживают из нее прежних хозяев, превращая их жизнь в ад; или о гражданах, лишившихся своего имущества в результате оформления займов под залог недвижимости, - "страшилки" и выдумки СМИ.

Что ж, депутатам, наверное, виднее, насколько сегодня криминализирован рынок жилья в нашей стране, но из опыта 13 лет работы компании "Парамоновъ" мы можем сказать, что проблема мошенничества на рынке недвижимости до сих пор не потеряла своей актуальности. Да, на дворе не "лихие девяностые", однако и говорить о том, что аферисты от недвижимости не могут нанести "ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан" нельзя. Риэлторам нужен закон, регламентирующий их деятельность, прежде всего для защиты собственной профессии от мошенников. Ведь сегодня, как и 25 лет назад, назвать себя "риэлтором" может каждый. И как в таких условиях потребителю распознать, кто из риэлторов "черный", а кто честный?

Второй причиной снятия законопроекта "О посреднической (агентской) деятельности на рынке сделок с недвижимостью" с рассмотрения Госдума называет "значительное снижение спроса на услуги посредников на рынке недвижимости" и аргументирует это следующим образом:

- во-первых, считают депутаты, для поиска и подбора квартиры риэлтор больше не нужен, потому что существуют сервисы в интернете, позволяющие гражданам самостоятельно искать недвижимость;

- во-вторых, граждане могут совершать сделки с недвижимостью, даже не обладая специальными знаниями и навыками, потому что государство развило сеть многофункциональных центров (МФЦ), которые упростили процедуру подачи и оформления документов при приобретении и оформлении прав собственности;

- в-третьих, депутаты посчитали, что примерно 10% жилищного фонда страны принадлежит неким "подконтрольным государству структурам", для покупки жилья у которых услуги риэлтора не требуются;

- в-четвертых, "получившая в последнее время широкое распространение практика продажи недвижимого имущества на открытых аукционах" исключает, по мнению законотворцев, роль агента-посредника между продавцом и покупателем;

- в-пятых, депутаты упоминают некий центр Sberned (не что иное, как "Домклик" Сбербанка), который включает в себя "сервисы по электронной регистрации сделок с жильем, приобретению квартир в ипотеку, а также правовой экспертизе выставленных на продажу объектов недвижимости и проверке всех участников сделки".

Давайте рассмотрим подробнее каждый из приведенных Госдумой аргументов.

Первое. О популяризации "досок объявлений", их роли на рынке, сомнительном качестве и достоверности представленной там информации мы уже неоднократно писали. Писали и о том, что найти объявление в интернете - это еще не значит купить квартиру. И о том, чем рискует покупатель-одиночка, договариваясь о встрече в неизвестной квартире с незнакомыми людьми. Удивляет другое: уверенность депутатов в охваченности интернетом всех городов и сел нашей страны (или в маленьких городах не продают недвижимость?) и в повальной компьютерной грамотности россиян.

Второе. Видимо, депутаты считают, что работа риэлторов заключается исключительно в том, чтобы напечатать договор и отнести его на госрегистрацию, если они так уверены, что открытие МФЦ (которые пока существуют только в более-менее крупных городах России) решит все вопросы, касающиеся проведения сделок с недвижимостью. А учитывая аргумент Госдумы о поиске объекта в интернете без риэлтора, становится совсем грустно... Если не сказать страшно - страшно за покупателей и продавцов.
Действительно, ведь депутаты уверены, что подавляющее большинство россиян настолько хорошо ориентируются в стоимости квартир, домов или земельных участков, что могут оценить адекватность предлагаемой продавцом цены объекта. Россияне юридически подкованы для того, чтобы провести экспертизу документов, предоставляемых продавцом, и составить договор купли-продажи, акт приема-передачи объекта, расписки и все прочие документы, фигурирующие при совершении сделки с недвижимостью. И самое главное - каждый гражданин России знает, как проводятся денежные расчеты, включая участие кредитных средств или субсидий, а также передачу денег частями.

Третий и четвертый аргументы, приведенные Госдумой при снятии с рассмотрения законопроекта о "О посреднической (агентской) деятельности на рынке сделок с недвижимостью", касаются таких редких случаев совершения сделок на рынке жилья с участием простых граждан (не юрлиц), что вряд ли заслуживают подробного комментария. Кстати, физические лица (если они не являются индивидуальными предпринимателями) не могут принимать участие в аукционах по продаже недвижимости.

Ну, а последний аргумент Госдумы, касающийся сервиса Сбербанка по сопровождению сделок с недвижимостью, кажется нам неприкрытым лоббированием интересов конкретной финансовой организации. Однако приводя этот довод, депутаты, видимо, забыли, что не все сделки по покупке квартир совершаются с привлечением ипотеки. А ведь есть еще комнаты, дома, таунхаусы, земельные участки, на покупку которых вообще нельзя получить ипотеку. Как быть покупателям с "чистыми" деньгами или приобретающим не кредитуемые Сбербанком объекты? Видимо, этот вопрос депутаты оставят без ответа...

Итак, как же дальше работать риэлторам? Закона об их профессиональной деятельности как не было, так и нет, да и, скорее всего, уже никогда не будет. А ведь в этой сфере заняты сотни тысяч россиян, которые любят и уважают свою профессию! Но, к сожалению, депутаты Госдумы не знают, что роль риэлтора состоит не только в поиске объекта для покупки или оформлении документов. Сегодняшнее гражданское законодательство позволяет вести риэлторскую деятельность и обеспечивает свободу конкуренции. Бороться с "серыми маклерами" и "черными риэлторами" государство тоже может, используя предусмотренные уголовным кодексом инструменты. Так что в текущей ситуации отклонение Госдумой законопроекта "О посреднической (агентской) деятельности...", на наш взгляд, не повлечет каких-либо существенных изменений на рынке недвижимости.